Высшая международная аттестационная комиссия
Понятие «Правовое государство» и его предпосылки в современной России
 
проф.С.Ф.Котов-Дарти
(19 ноября 2011, Тверь)



ПОНЯТИЕ «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО» И ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



  Понятие «гражданское общество» является одним из ключевых понятий современного права, социологии, философии и политологии, обусловленное очевидным повышением роли граждан и их объединений в общественно-политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах деятельности, в сочетании с развитием демократии, уважением человеческой личности, гарантирования ее прав и свобод. Основная функция гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовно-нравственных потребностей его членов, посредствам экономических, регионально-местных, профессиональных, этнических, религиозных объединений граждан, призванных содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и др.
  Гражданское общество – это высшая форма самореализации человека как индивида, продукт его исторического развития, формирования правового государства по мере социально-экономического и политического развития страны, роста самосознания, культуры и благополучия людей.   Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов, в котором каждый индивид является собственником, свободным в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, в распоряжении результатами своего труда, способных ограничивать своеволие государственных и иных структур в отношении себя, являющихся независимыми от государства. Гражданское общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу – исторически длительный процесс, и он связан с формированием именно гражданского общества.
  Содержание понятия «гражданское общество» занимало умы таких великих ученых-философов, как Аристотель, Сократ, Платон, Ф.Вольтер, Ш.Л.Монтескье, Дж.Локк, Н.Макиавелли, И.Кант, Т.Гоббс, Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс и др. Анализируя данное понятие, они акцентировали свое внимание на том, что гражданское общество есть что-то, выходящее за пределы государства, внешнее по отношению к нему, оппозиционное ему и противостоящее ему во всем.
  По Гегелю, гражданское общество характеризирует сферу общественных отношений, пределы которых определяются областью действия частных интересов. В то же время гражданское общество – это не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может и не в состоянии учредить, декларировать, устанавливать своими законами желательный для него образ гражданского общества. Аристотель отмечал, что человек является существом общественным, политическим, а государство – есть естественный продукт развития общества политических граждан.
  И.Кант в призме гражданского общества видел гражданское согласие, как сочетание свободы каждого со свободой других. Главными он считал такие идеи: 1) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; 2) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; 3) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
  К.Маркс и Ф.Энгельс, рассматривая гражданское общество с материалистической точки зрения, писали: «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и поскольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства».
  О.Энкарнасьон охарактеризовывает гражданское общество как обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей, включающий в себя свободно созданные низовые организации граждан, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. А.Хлопин рассматривает гражданское общество как «процесс структуризации современного социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил».
  В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. Так, шотландский мыслитель А.Фергюсон писал: «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным». Американский исследователь Д.Боуз отмечает: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждениях». Именно поэтому между гражданскими структурами и государственной властью складываются непростые взаимоотношения. Государственный аппарат всегда стремится расширить свои полномочия, оттесняя на политическую периферию гражданские ассоциации.
  В современной научной литературе, несмотря на неоднозначное понимание гражданского общества, существует точка зрения, что гражданское общество – это неполитическое отношение в обществе, проявляющееся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Гражданское общество в отличие от политико-правового с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, подосновой которых выступает материальное воспроизводство, поддержание жизнедеятельности общества. Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами – добровольными и самодеятельными гражданскими объединениями. Именно в таких формах вызревает гражданская активная личность. Таким образом, понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются необходимые условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике.
  Рассматривая разные определения гражданского общества можно заключить, что гражданское общество – это сложноструктурированная плюралистическая, саморазвивающаяся и самоуправляемая система, позволяющая выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.
  Достойное существование человека – это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство – лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл существования государства – обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип существования гражданского общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государства и гражданского общества должна строиться на принципах: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан – разрешено все, что не запрещено законом. В то же время для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
  Постараемся выделить несколько принципиальных направлений в развитии гражданского общества в России:
  - подчинение человека закону и неотвратимость наказания вне зависимости от социального статуса лица в обществе и государстве; выведение правоохранительной системы из подчинения исполнительной власти: не терпима ситуация, когда разрешение на привлечение чиновника к ответственности испрашивается у его вышестоящего начальника;
  - формирование независимого правосудия, способного противостоять властной административно-бюрократической системе; расширение независимости судейского сообщества: председатели судов и их заместители должны не назначаться, а избираться соответствующим судейским сообществом;
  - подлинно демократическое формирование органов государственной и муниципальной власти; возврат к прямым выборам глав регионов и местного самоуправления; введение конституционного ограничения на занятие одним лицом должности Президента Российской Федерации двумя сроками подряд и не более одного раза за свою жизнь;
  - изменение всей системы законотворчества в Российской Федерации; четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов; отказ от пресловутого совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации, что зачастую приводит к дублированию региональными законами федеральных законов, исключая подлинно региональное законотворчество;
  - введение процедуры публичных слушаний–аттестаций в отношении лиц, предполагаемых к назначению на должности федеральных судей и прокуроров всех уровней;
  - расширение полномочий законодательных (представительных) органов власти в части проведения публичных (открытых) депутатских слушаний по любым вопросам жизни государства или соответствующей территории. Такие депутатские слушания в определенных обстоятельствах должны иметь статус особых, влекущих за собой обязанность немедленного реагирования по их результатам (выводам) правоохранительных органов;
  - кардинальное изменение законодательства в части прав и полномочий профессиональных союзов работников; работодатель не должен чувствовать себя по отношению к работникам как рабовладелец, абсолютный хозяин или господин; социальное партнерство – вот главный принцип взаимодействий работодателя и работника, вне зависимости от того, кто является работодателем – частное лицо или государство.
  Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития, при определенных условиях. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определенном значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т.е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия, подавления личности, тотального государственного контроля за общественной и личной жизнью его членов. Именно в таком состоянии сейчас находится общество в России и отчего нужно стремиться избавиться.
  Гражданское общество – это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, подлинного правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Государство на пути к правовому находится в тесной взаимосвязи с развитием гражданского общества. Оно может считаться правовым только в результате развития гражданских институтов, с условием их дальнейшего совершенствования.


Prof. Sergey Kotov-Dartey
(November, 19th 2011, Tver, Russia)


CONCEPT "LAWFUL STATE" AND ITS PRECONDITIONS
IN MODERN RUSSIA


  The concept «a civil society» is one of key concepts of the modern right, sociology, philosophy and the political science, caused by obvious increase of a role of citizens and their associations in political, social and economic and spiritually-moral fields of activity, in a combination to democracy development, respect of the human person, warranting of its rights and freedom. The basic function of a civil society – the fullest satisfaction of material, social and spiritually-moral requirements of its members, to means of economic, regionalno-seater, professional, ethnic, religious associations of the citizens, called to promote all-round realization by the individual of its interests, aspirations, the purposes, etc.
  The civil society is the higher form of self-realization of the person as individual, a product of its historical development, formation of a lawful state in process of social and economic and political development of the country, growth of consciousness, culture and well-being of people. The civil society is a community of free individuals in which each individual is the proprietor, free in a choice of patterns of ownership, definition of a trade and a work kind, on hand results of the work, capable to limit willfulness of state and other structures concerning itself, being independent of the state. The civil society has unconditional superiority in relation to the state. Transition to such society – historically long process, and it is connected with formation of a civil society.
  The concept maintenance «a civil society» occupied minds of such great scientists-philosophers, as Aristotle, Socrat, Platon, F.Volter, S.L.Monteske, J. Lock, N.Makiavelli, I.Kant, T.Gobbs, Z.Russo, I.Kant, G.Gegel, K.Marks, etc. Analyzing the given concept, they focused the attention that the civil society is something which are falling outside the limits the state, external in relation to it, oppositional to it and resisting to it in all.
  On Gegel, a civil society характеризирует sphere of the public relations, which limits are defined by a scope of private interests. At the same time the civil society is not legal, not state-legal concept. The state can't and not in a condition founds, declare, establish the laws a desirable image for it a civil society. Aristotle noticed that the person is a being public, political, and the state – is a natural product of development of a society of political citizens.
  I.Kant in a prism of a civil society saw the civil consent, as a combination of freedom of everyone to freedom of others. He considered as the main things such ideas: 1) the person should create all own forces and should be responsible for the created; 2) collision of human interests and necessity of their protection are the incentive reasons of self-improvement of people; 3) the civil freedom legislatively provided with the right, is a necessary condition of self-improvement, a guarantee of preservation and an eminence of human advantage.
  K.Marks and F.Engels, considering a civil society from the materialistic point of view, wrote: «the Civil society embraces all material dialogue of individuals within the limits of a certain step of development of productive forces. It embraces all commercial and industrial life of the given step and as falls outside the limits the state and the nations though, on the other hand, it besides should act outside in the form of a nationality and be under construction inside in the form of the state».
  O.Enkarnason describes a civil society as the extensive and diverse world of the organizations created by private individuals for upholding of the interests and values, including freely created local organizations of citizens, as well as hierarchically organized groups of type of the national unions and ethnic associations. A.Hlopin considers a civil society as «process of structurization of the modern society regulated by a set of rules of law, the standard valuable orientations and informal rules».
  In the developed civil society human advantage and respect for the person affirm as quality of the firm base political and a political system. So, the Scottish thinker A.Fergjuson wrote: «… the Great purpose of a civil society is the happiness of individuals: for as the society if each of members making him is unfortunate» can flourish. The American researcher D.Bouz marks: «In a civil society of the decision, concerning your life, you accept. In a political society these decisions accept for you. And as people, naturally, resist to that the vital questions dare without their participation, the political system inevitably is based on compulsions». For this reason between civil structures and the government there are uneasy mutual relations. The machinery of state always aspires to expand the powers, pushing aside on political periphery civil associations.
  In the modern scientific literature, despite ambiguous understanding of a civil society, there is a point of view that the civil society is not political relation in a society, shown through associations and the organizations of citizens legislatively protected from direct intervention of the state. The civil society unlike politico-legal with its vertical structures of hierarchical mutual relations, with necessity assumes presence of the horizontal, powerless communications as which underlying cause material reproduction, maintenance of ability to live of a society acts. Functions of a civil society are carried out by its structural elements – voluntary and amateur civil associations. In such forms the civil active person grows ripe. Thus, the concept «a civil society» means such condition of society at which necessary conditions for observance of the rights and freedom, developments of civil amateur performance and political activity, real participation of citizens in the politician are created.
  Considering different definitions of a civil society it is possible to conclude that the civil society is the difficult pluralistic, spontaneous and homing system, allowing to express and realize the diversified requirements and interests of individuals, to open all originality of the human being.
  Worthy existence of the person is its freedom, well-being, safety and possibility to develop the abilities. The state – only the tool for achievement of these purposes. Sense of existence of the state – to serve citizens, instead of to sacrifice to their abstract ideas. Main principle of existence of a civil society: the state for the person, instead of the person for the state. Legal regulation of mutual relations of a lawful state and a civil society should be under construction on principles: for the power – everything is forbidden that isn't authorized the law; for citizens – everything is authorized that isn't forbidden by the law. At the same time representation doesn't suffice for modern understanding of a civil society about it only from a position of its opposition of the government and, accordingly, sphere of realization of public interests. Definition of own qualitative characteristics of those real public relations which in system unity can be defined as a modern civil society should be the main thing in the modern, all-democratic concept of a civil society.
  Let's try to allocate some basic directions in development of a civil society in Russia:
  - Submission of the person to the law and inevitability of punishment without dependence from the social status of the person in a society and the state; deducing of law-enforcement system from executive power submission: the situation when the permission to attraction of the official to responsibility is asked at its higher chief isn't tolerant;
  - Formation of the independent justice, capable to resist to imperious is administrative-bureaucratic system; expansion of independence of judicial community: chairmen of the courts and their assistants should not be appointed, and be selected corresponding judicial community;
  - Originally democratic formation of bodies state and municipal authority; return to direct elections of heads of regions and local government; of the constitutional restriction on employment by one person of a post of the President of the Russian Federation by two terms successively and no more an once for the life;
  - Change of all system of lawmaking in the Russian Federation; accurate differentiation of subjects of conducting the Russian Federation and its subjects; refusal of notorious joint conducting the Russian Federation and subjects of federation that frequently leads to duplication by regional laws of federal laws, excepting originally regional lawmaking;
  - of procedure of public hearings-certifications concerning the persons assumed to appointment to posts of federal judges and public prosecutors of all levels;
  - Expansion of powers of legislative (representative) authorities regarding carrying out of public (open) deputy hearings on any questions of life of the state or corresponding territory. Such deputy hearings in certain circumstances should have the status special, involving a duty of immediate reaction by their results (conclusions) of law enforcement bodies;
  - Cardinal change of the legislation regarding the rights and powers of trade unions of workers; the employer shouldn't feel in relation to workers as the slaveholder, the absolute owner or the mister; social partnership – here a major principle of interactions of the employer and the worker, without dependence from the one who is the employer – the private person or the state.
  The society as set of human relations becomes civil only at a certain stage of the development, under certain conditions. The category of a civil society reflects the new qualitative condition of the society based on developed forms of its self-organizing and self-control, in an optimum combination of public (state-public) and private (individually-personal) interests at certain value of the last and at an unconditional recognition as supreme value of such society of the person, its rights and freedom. Therefore the civil society is resisted not simply «not civil» by a society, i.e. a society which is not possessing qualities civil, and a society of violence, suppression of the person, total state control for public and private life of its members. In such condition now there is a society in Russia and paternal it is necessary to aspire to get rid.
  The civil society is a legal democratic society where as the binding factor act a recognition, maintenance and protection of the natural and got human rights and the citizen. To ideas of a civil society about a rationality and justice of the power, about freedom and well-being of the person there correspond ideas of a priority of the right, unity of the right and the law, original legal differentiation of activity of various branches of the government. The state on a way to the legal is in close interrelation with development of a civil society. It can be considered legal only as a result of development of civil institutes, with a condition of their further perfection.
 
 
Просмотров: 2836 | Вернуться