Биография


Ксензова Галина Юрьевна ? УЧЁНЫЙ,
ПСИХОЛОГ, ПЕДАГОГ, ОРГАНИЗАТОР ОБРАЗОВАНИЯ


Ксензова Галина Юрьевна (р. 1945г.) ? доктор психологических наук, профессор, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования взрослых Тверского государственного университета, действительный член Международной академии проблем человеческого факторы, Международной академии психологических наук, Европейской академии естественных наук и Международной академии социальной работы.

Образование получила в Карельском государственном педагогическом университете и очной аспирантуре при АПН СССР.

Автор более 200 научных работ и публикаций, в том числе 9 монографий, (2 авторских и 7 в соавторстве), учебника, которому присвоен гриф Министерства образования РФ, 19 учебных пособий, изданных в центральных и местных издательствах, которые пользуются большим спросом у педагогических работников многих регионов России.

В её трудах определены основные пути реформирования системы образования. Большое внимание уделено разработке и внедрению перспективных образовательных технологий, интенсифицирующих общее и интеллектуальное развитие учащейся молодёжи, а также инновационных технологий управления системой образования.


На основе представленного ею нового научного направления ?деятельностно-отношенческий подход? к обучению и воспитанию подрастающих поколений разработана инновационная концепция воспитания детей и молодёжи. Она также признана ведущим разработчиком в России новых подходов к контрольно-оценочной деятельности учителя.

Основные работы: Психология труда учителя. Учебник для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Тверь: Лилия - Принт, 2005. Деятельностно-отношенческий подход к воспитанию детей и молодёжи. Концепция. Тверь: ТвГУ, 2005. Психология воспитательной деятельности учителя. Монография. Тверь: ТвГУ, 2004. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000, 2001. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. М.: Центр ?Педагогический поиск?, 2004. Оценочная деятельность учителя. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999, 2001, 2004. Инновационные методы оценочной деятельности в системе образования. Учебное пособие. Тверь: ТвГУ, 2005. Психология воспитательных отношений в семье. Учебное пособие. Тверь: ТвГУ, 2004. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005, Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005, 2008.

Активный период научных исследований Ксензовой Галины Юрьевны начинается в 1982 году. В 1984 г. учёным советом НИИ трудового обучения АПН СССР ей присуждается учёная степень кандидата педагогических наук.

Последующий этап её научных изысканий связан с углублённым освоением и активной реализацией деятельностно-отношенческого подхода в образовании, а также проработкой механизмов развития личности в учебном и воспитательном процессах.

В 2001 г. она защищает докторскую диссертацию, ей присваивается учёная степень доктора психологических наук по специальности психология труда, а в 2002 г. - звание профессора.

Докторская диссертация подвела итог многолетней работе по внедрению и развитию деятельностно-отношенческого подхода в образовании. Учёным введено новое научное направление ?деятельностно-отношенческий подход? к обучению и воспитанию подрастающих поколений, суть которого определяется необходимостью развития содержания деятельности педагогов и школьников соответственно с характером создаваемых при её организации новых отношений.

На основополагающих этапах своей научной деятельности (до 1995 г.) большое внимание уделяла выявлению путей реформирования системы образования. Осуществила психологический анализ педагогических технологий массовой практики, обосновала психологическое содержание инновационных процессов обучения, воспитания и развития учащейся молодёжи в связи с новыми социально-экономическими условиями России и новыми требованиями к личности, а также разработала новые подходы к оценочной деятельности как образовательных структур, так и субъектов образовательного процесса.

Результаты исследований представлены в учебных пособиях ?Перспективы развития школы?, ?Перспективные школьные технологии?, ?Оценочная деятельность учителя?, которые номинированы на выставке ?Лучшие педагогические издания России?, а профессор Ксензова Г.Ю. признана ведущим специалистом России по реализации инновационных подходов в контрольно-оценочной деятельности педагогов.

На втором этапе научной деятельности (до 2000 г.) акцент делается на внедрении нового научного направления ?деятельностно-отношенческий подход? к обучению и воспитанию подрастающих поколений. На его основе разработаны новое психологическое обеспечение процессов обучения и воспитания молодёжи, а также психологические основы воспитательной деятельности учебных заведений.

Результатом этого этапа работы явилась новая концепция воспитания детей и молодёжи, которая обсуждена и одобрена на ряде Международных конференций, запатентована и удостоена авторского свидетельства.

На третьем этапе научной деятельности (до 2007 г.) разработано технологическое обеспечение механизмов саморегуляции и поддержания ситуации успеха субъектам педагогической деятельности, выявлены пути интеграции учебно-воспитательного процесса, сочетания инновационных технологий учебной и внеурочной деятельности, семейного и школьного воспитания, а также содержание сензитивных воспитательных отношений на возрастных этапах духовно-нравственного становления детей и молодёжи.

Представленные разработки легли в основу учебника ?Психология труда учителя?, которому присвоен гриф Министерства образования РФ, а также 2 монографий и 4 учебных пособий, пользующихся большим спросом у педагогических работников многих регионов России.
На следующем этапе научной деятельности (до 2011 года) ведётся серьёзная работа по реализации образовательных стандартов нового поколения, как условия успешного внедрения новой ?конституции? системы образования, выстроенной на деятельностном подходе, взамен широко распространённого в массовой практике российских учебных заведений вербального подхода. В контексте новых образовательных стандартов разрабатывается как их стержневое основание ?Инновационная Концепция духовно-нравственного развития детей и молодёжи на основе деятельностно-отношенческого подхода к организации процессов социализации и воспитания молодых граждан России?

Активная научная работа Галины Юрьевны сочетается с широкой педагогической деятельностью, что обеспечивает ускорение внедрения в практику разрабатываемых новых научных положений и идей.

Учебные занятия профессора Ксензовой Г.Ю. отличаются высоким научно-методическим уровнем. Большой популярностью у работников образования пользуются разработанные учебные курсы ?Деятельностно-отношенческий подход в инновационных технологиях управления, обучения и воспитания учащейся молодёжи?, ?Психологические особенности технологий развивающего обучения?, ?Психологическая сущность устаревших технологий обучения и их педагогическая результативность?, ?Инновационные подходы к оценочной деятельности учителя и учащихся?, ?Психологическое обеспечение ситуации успеха субъектам образовательного процесса?, ?Психология воспитательных отношений в семье и школе?, ?Инновационные технологии внеурочной воспитательной деятельности?, ?Реализация процедур воспитания в процессе учения?, ?Механизмы саморегуляции в оценке педагогической деятельности работников образования?, ?Сущность и пути реализации образовательных стандартов нового поколения?, ?Инновационная Концепция духовно-нравственного развития детей и молодёжи и пути её эффективной реализации в массовой образовательной практике? и др.

Ксензова Г.Ю. является инициатором внедрения в учебный процесс ФПК ПП РО перспективных технологий обучения в системе дополнительного профессионального образования, тренинговых занятий, индивидуальных форм обучения слушателей, позволяющих значительно повысить продуктивность занятий в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Должность декана ФПК ПП РО, а также большой опыт практической работы в школе и в вузе позволяет ей успешно внедрять в деятельность вузов, средних специальных учебных заведений и школ новейшие достижения науки и передового педагогического опыта.

Она принимает активное участие в разработке научно-исследовательских проектов Министерства образования РФ по вопросам развития системы трудоустройства выпускников вузов, повышения квалификации и пере-подготовки научно-педагогических кадров, формирования региональной системы многоуровневого дополнительного образования.

Галина Юрьевна в течение ряда лет является членом Совета по проблемам повышения квалификации Министерства образования РФ.

Она также активно работает в качестве члена редакционной коллегии журналов ?Общество и власть?, ?Краеведческая психология?, ?Вестник университета? (серия ?Психология?), является ответственным редактором и рецензентом более 15 монографий, большого количества учебных пособий и сборников научных статей.

В последние 5 лет приняла участие в работе Всероссийского съезда психологов, 9 Международных конференций, конгрессов, симпозиумов, 19 Всероссийских и 10 региональных научно-практических конференций.

Профессор Ксензова Г.Ю. успешно обеспечивает руководство научно-исследовательской деятельностью молодых учёных. Она является членом двух докторских диссертационных Советов по присуждению учёных степеней и званий. Под её руководством успешно защитили диссертации 13 кандидатов и 1 доктор наук. В настоящее время осуществляет руководство 4 аспирантами и 3 соискателями.

Постоянно повышает свой профессиональный уровень. В 2002 году прошла стажировку в отделе образовательных и культурных программ Госдепартамента США и Совете по Международным исследованиям и обменам IREX, в процессе которой обменялась опытом с коллегами из Мичиганского университета научными наработками по проблемам воспитания подрастающих поколений, а также опытом работы в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров

В процессе научных командировок изучила особенности системы образования и повышения квалификации в Германии, Франции, Австрии, Италии, Скандинавских странах, обменялась опытом организации дополнительного профессионального образования..

За успехи в научно-исследовательской и педагогической деятельности удостоена звания ?Заслуженный деятель науки РФ?, награждена нагрудным знаком "Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации", памятной медалью ?За труды в просвещении?, медалью "Ветеран труда", а также почётными грамотами Министерства образования РФ, Губернатора Тверской области.

Профессор Г.Ю. Ксензова удостоена ряда Международных наград. Ей вручена высшая награда Международного Межакадемического союза по поддержке науки и содействие в подготовке научных кадров ?Звезда Вернадского 1-й степени?, золотая медаль ?Роза Мира? в номинации ?Подвижник науки и производства? за выдающийся вклад в укрепление научного потенциала России, Крест ?За выдающиеся научные исследования? и медаль имени Е. Дашковой Европейской академии естественных наук, медаль Международной академии психологических наук ?Человеческий фактор?.

Профессор Ксензова Г.Ю. отметила 40-летие педагогической деятельности, 30-летие работы в Тверском государственном университете, в том числе 20 лет в качестве декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и 5 лет в качестве заведующей новой кафедрой психологии и педагогики образования взрослых.

Она заслуженно пользуется деловым авторитетом в кругах научной общественности.