Информация о докторантуре


О докторантуре Академии Образования Великобритании

(с обучением в России)


   В Великобритании первые докторские степени (DSc и DLitt) были введены в университетах Лондона, Эдинбурга и Кембриджа в 1870-х годах, а степень доктора философии (PhD) была впервые введена в 1917 г. в Оксфордском университете.

   В настоящее время в Великобритании существует более 5000 различных программ PhD.

   Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. Эта особенность позволяется российским студентам получить высокую исследовательскую научную степень, признаваемую во всем мире, проучившись на одной (а не на двух, как в России) послевузовских программах.

Академия образования Великобритании реализует программы двух типов.


1. Учебно-исследовательские программы

(для лиц, имеющих степень магистра или квалификацию специалиста)

   Цель и организация

   К учебно-исследовательским программам докторского уровня относятся в первую очередь New Route PhD ? интегрированные программы послевузовской подготовки, сочетающие исследовательскую деятельность с программой профессиональной подготовки.

   Успешные выпускники таких программ ? это независимые исследователи, оснащенные профессиональными, личными и переносимыми (transferable) навыками, способные внести значительный вклад в развитие выбранной области.

   Плюсами программ New Route PhD являются:

   - исследовательская программа, индивидуально подобранная для каждого слушателя;

   - целевая подготовка с целью эффективного развития исследовательских навыков;

   - развитие общих навыков, включая лидерство и предпринимательский дух;

   - высокие шансы завершения программы в установленные сроки;

   - выпускник способен выступать в качестве независимого исследователя.

   Реализация собственного исследовательского проекта проходит в тесном взаимодействии с научным руководителем. Учебный модуль включает курсы по специальности, курсы, направленные на выработку учебных и исследовательских компетенций, а также междисциплинарные курсы, направленные на развитие профессиональных навыков.

   The New Route PhD также позволяют слушателю:

   - проходить во время обучения необходимую для дальнейшей карьеры практику ? то есть, фактически, работать по специальности во время учебы (например, преподавать);

   - проводить часть исследований в своей стране, на базе оснащенного должным образом учебного места - опция называется ?joint supervision / registration?, ?split PhD? или ?part time PhD? и предлагается Академией. Этот вариант обучения согласовывается в индивидуальном порядке путем утверждения учебного заведения (научной организации) для исследований, кандидатуры ?местного? научного руководителя и учебного плана.

   New Route PhD относятся как так называемым интегрированным докторским программам (Integrated PhD). Идея заключается в том, что изначально слушатель поступает на магистерскую программу учебно-исследовательского типа (например, MRes или MPhil), и при условии успешного завершения первого года обучения (или двух лет) принимает решение о продолжении обучения и переводится на программу PhD. Такая форма позволяет сократить срок обучения на докторской программе.

   Методы обучения

   The New Route PhD: примерно 30-40% учебного времени уделяется дисциплинам, непосредственно касающимся предмета исследования, предметам из смежных областей, навыкам преподавания, адаптации технологий из других областей деятельности, развитию переносимых навыков. Остальное время посвящено привитию исследовательских навыков, работе над поставленной конкретной исследовательской задачей и выработке профессиональных навыков.

   Система оценки

   Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, по результатам практики и прохождение экзаменов. В итоговой оценке диссертация обычно имеет несколько больший вес, чем учебные модули.

   Присваиваемые степени

   В настоящее время программы New Route PhD существуются по широкому спектру направлений, таких как лингвистика, биология, информатика, социальные навыки, экономика, политическая наука, образование, инженерные науки, гуманитарные науки, математика, физика, агрикультура, медицина, право и др.

   Типичными присваиваемыми степенями являются PhD (Integrated PhD) или NRPhD (New Route PhD).


2. Профессионально-ориентированные программы

(для лиц, имеющих степень бакалавра)

   Цель и организация

   Профессионально-ориентированные докторские программы являются разновидностью учебно-исследовательских программ, однако они ориентированы не столько на развитие навыков исследовательской работы и проведения самостоятельного исследования, сколько на профессиональное обучение и развитие слушателя, связанное с конкретной профессией.

Профессионально-ориентированные докторские программы также могут функционировать по типу интегрированных программ и позволять получать промежуточные магистерские степени в случае успешного окончания первого этапа обучения.

  

   Методы обучения

   Учебные модули включают теоретические курсы, современные подходы к методологии исследований и профессиональную практику. Основной акцент в исследовательской работе делается на прикладные исследования, вносящие вклад в развитие выбранной слушателем профессиональной области.

  

   Система оценки

   Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, прохождение экзаменов и по результатам практики.


   Присваиваемые степени

   Профессионально-ориентированные докторские программы ведут к получению докторских степеней в определенных науках, например, DEd, DEng, DBA, DClinPsych и др.

   Основное отличие программы доктора образования (DEd) от доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.

   Степень доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA) также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.


Cрок обучения на докторских программах

Срок обучения

Исследовательские программы

Профессионально-ориентированные программы

Очное обучение (Full-time)

3 года

4 года

Вечернее, очно-заочное, заочное или в выходные дни Part-time)

3-5 лет

4-6 лет

Соискатели

Срок не устанавливается


   Как правило, обучение в докторантуре начинается в октябре, однако слушатели, обучающиеся по индивидуальной программе, могут начинать обучение в иные сроки, согласованные с департаментом докторантуры.