Клейберг Юрий Александрович


Клейберг Юрий Александрович, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, доктор юридических наук, профессора, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Научно-педагогическая деятельность профессора Ю.А.Клейберга началась с 1983 года и посвящена социологическим и психолого-педагогическим исследованиям проблем подростков и молодежи и характеризуется плодотворным сочетанием научных, прикладных и организационных аспектов.

В деятельности Ю.А.Клейберга можно выделить два этапа.

На первом этапе (1983-1996) основное внимание в его исследованиях уделялось изучению проблем организации и проведения досуга подростков и молодежи: причинно-следственных связей, мотивации и механизмов участия подростков в культурно-досуговой деятельности.

При активном участии ученого был разработан и внедрен в широкую практику образовательных и культурно-досуговых учреждений ряд психолого-педагогических методик и технологий, оптимизирующих культурно-досуговую ориентацию, ценностные ориентации, установки и поведение подростков и молодежи. Результаты его научной работы базировались на многолетних мониторинговых и лонгитюдных исследованиях коллективов художественного творчества, спортивных команд, ученических коллективов, а также неформальных объединений подростков и молодежи в сфере досуга. При этом Ю.А.Клейбергом внесен значительный вклад в теорию эксперимента (планирование, проведение, анализ и интерпретация результатов).

На этом этапе главное внимание Ю.А.Клейберг уделял разработке и внедрению новых практикоориентированных методик для учреждений образования, культуры, УВД, спорта. В результате этих исследований были обоснованы модели и программы по созданию комплексной психолого-педагогической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях или попавшими под влияние десоциализированных элементов. Все это нашло отражение в многочисленных публикациях ученого, а также в выступлениях в средствах массовой информации, на научно-практических конференциях разного уровня ? от региональных до Международных.

Главным результатом деятельности профессора Ю.А.Клейберга в этот период является создание нового направления в социологической и психолого-педагогической науке ? социологии культуры и досуга и психологии досуга. Под его руководством и при его непосредственном участии было разработано более 20 оригинальных авторских методик и программ для специалистов-практиков, а также программы авторских курсов и спецкурсов для студентов вузов и средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов для системы образования и культурно-досуговой сферы. Методики и программы Ю.А.Клейберга являются востребованными и широко используются практиками и преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений.

В этот период в Кемеровском государственном институте культуры он принимает активное участие в создании двух новых специальностей ? ?Социальный технолог досуга? и ?Педагог-организатор досуга детей и подростков?, готовит паспорта этих специальностей, обеспечивает их необходимым научно-методическим сопровождением. По этим специальностям идет подготовка дипломированных специалистов по настоящее время.

На данном этапе своей деятельности Ю.А.Клейберг прошел путь от ассистента до профессора, доктора наук, успешно защитил кандидатскую (Л.,1990), а затем и докторскую диссертацию по педагогическим наукам (СПб,1995), опубликовал более 80 трудов, из них 5 монографий и 13 учебных пособий.

Второй этап (1996 ? 2008) профессиональной деятельности профессора Ю.А.Клейберга связан с разработкой теоретико-методологических основ психологии и социальной психологии девиантного поведения подростков. Исследования в этой области осуществлялись им лично и его учениками.

В процессе указанных исследований Ю.А.Клейбергом разработано новое перспективное направление в психолого-педагогической науке, специальный подраздел психологии ? психология девиантного поведения и социальная психология девиантного поведения.

На этом этапе своей деятельности Ю.А.Клейберг становится заведующим кафедрой общей психологии Тверского государственного университета, председателем Тверского отделения Российской Академии социального образования, президентом Академии социальной работы; открывает в университете аспирантуру по специальности 19.00.13 ? психология развития, акмеология; создает новые специальности и специализации в университете и Тверском педагогическом колледже ? ?Социальная работа?, ?Психология развития?, ?Психология социальной работы?, ?Детская психология?, ?Педагог-девиантолог?, ?Социальный педагог-организатор досуга детей и подростков? (Лихославльское педагогическое училище); создает и руководит постоянно действующим межрегиональным семинаром-лабораторией по проблемам детской психологии, девиантного поведения и конфликтов в подростково-молодежной среде при Тверском областном институте усовершенствования учителей.

В этот период Клейберг Ю.А. разрабатывает новые региональные исследовательские и научно-методические программы, главной целью которых является создание оптимальных условий для подготовки подростков к сложным жизненным ситуациям, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде. Важной составляющей этих программ является разработанная Ю.А.Клейбергом универсальная модель коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками ? учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) ?Институт подростка? и учебно-реабилитационный научный центр ?Институт ?Озерный?, реализуемые в Тверском, а затем и в Ульяновском регионах.

На основе концепции Ю.А.Клейберга, создана инфраструктура комплексно-интегративной превентивно-профилактической, коррекционно-реабилитационной и социально-психолого-медико-педагогической помощи дезадаптированным и девиантным подросткам.

На втором этапе Ю.А.Клейберг защищает вторую докторскую диссертацию по психологическим наукам, создает в Твери Филиал Московского государственного социального университета (директор), Международную Академию социальной работы (президент), Международную академию образования (президент), где открывает докторские диссертационные Советы по психологическим, педагогическим, философским, юридическим наукам; международный научно-методический журнал ?Вестник социальной работы? (гл. редактор).

При активном участии Ю.А.Клейберга в Ульяновском государственном университете была открыта кафедра социальной и политической психологии (зав. кафедрой), кандидатский диссертационный совет по социальной психологии и психологии развития, акмеологии (зам. председателя совета). Он активно сотрудничает с Комитетами и Департаментами областной и городской администраций, а также социально-психологическими службами и центрами: на базе областного социально-психологического Центра помощи семье и детям Ю.А.Клейберг создает некоммерческое партнерство учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) ?Институт подростка? и становится его научным руководителем; является научным руководителем СШ ?17, областного социально-реабилитационного Центра для детей с девиантным поведением.

Ю.А.Клейберг постоянно принимает активное участие в работе Международных, Всероссийских научных конференциях, Съездах, симпозиумах, Конгрессах ученых.

На втором этапе своей научно-педагогической деятельности профессор Ю.А.Клейберг создал известную российскую научную школу ?Психология девиантного поведения?, в которой подготовлено: более 50 академиков и членов-корреспондентов отраслевых академий, 10 докторов наук и более 40 кандидатов наук по социальной психологии, психологии труда, педагогической психологии, политическим, юридическим и философским наукам. Ю.А.Клейберг руководит межвузовской социально-психологической студией ?Открытие? для студентов и аспирантов вузов России. Он является научным редактором более 120 монографий, учебных пособий и научных сборников.

С 1997 года при активном сотрудничестве с Кабардино-Балкарским государственным университетом, а с 2000 года и с Кабардино-Балкарским институтом бизнеса (ректор ? профессор Ф.А.Хараев) Ю.А. Клейберг читает лекции студентам и аспирантам, проводит методологические семинары и консультации для молодых ученых, аспирантов, студентов и практиков, руководит магистерскими и кандидатским диссертациями. Он разрабатывает и внедряет в учебный процесс этих вузов авторские программы курсов ?Теория социальной работы?, ?Психология социальной работы?, ?Психология девиантного поведения?, ?Психология конфликта?, ?Юридическая психология? и обеспечивает их авторскими учебниками и необходимой методической литературой.

Профессор Ю.А.Клейберг стоял у истоков развития социального образования в КБР: при его активной научно-методической помощи осуществляется подготовка и выпуск социальных работников в КБГУ; подготовка кандидатов, докторов наук и магистров. Под его руководством для КБР подготовлено и защищено 4 кандидатских и 2 докторских диссертаций, а также готовятся к защите еще 2 докторских и 4 кандидатских диссертаций.

По инициативе Ю.А.Клейберга создано Кабардино-Балкарское отделение Международной академии социальной работы с научной школой, где подготовлено 6 академиков и 8 членов-корреспондентов отраслевых академий, более 50 магистров социальной работы, выпущено 6 изданий международного научно-методического журнала ?Вестник социальной работы?.

С 2002 года Ю.А.Клейберг активно сотрудничает с Армавирским лингвистическим социальным институтом: курирует аспирантуру, психолого-педагогическую подготовку специалистов.

Общий объем публикаций составил более 360, из них: монографий, учебников и учебных пособий ? 52, в том числе с грифом Министерства образования РФ, УМО и академий ? 27. Он член докторского диссертационного Совета по педагогическим и психологическим наукам при Московском государственном областном университете.

Ю.А.Клейберг является признанным высококвалифицированным специалистом-психологом, авторитетным педагогом и ученым-девиантологом. Он ? член Комитета по девиантологии РАН; член Международного психолого-правового Клуба при ПАСЕ; независимый эксперт Европейского Научного Фонда; член Союза социальных педагогов и социальных работников России; президент Международной академии социальной работы и Международной академии образования. Член Союза литераторов России.

Ю.А. Клейберг ? Победитель VII Национального профессионального конкурса ?Золотая Психея? в номинации ?Личность года в психологической науке? (2006), дважды лауреат конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей ВУЗов России (Фонд Отечественного образования РАО) (2004, 2005) за книгу ?Социальная психология девиантного поведения? (М., 2004, 2005); Победитель Всероссийского Открытого Конкурса вузовских учебных программ и глав учебников по психологическим дисциплинам (1998) за авторскую программу ?Психология девиантного (отклоняющегося) поведения?. Ю.А.Клейберг ? Государственный стипендиат РФ в номинации ?Выдающиеся деятели культуры и искусства России? (2008).

Ю.А.Клейберг избран академиком РАЕН, Международной Академии психологических наук (МАПН), Международной Педагогической Академии (МПА), Российской Академии социального образования (РАСО), Международной Академии социальной работы (МАСР), Международной академии образования (МАО), Международной Академии проблем человеческого фактора (МАПЧФ), Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (АБОП), Нью-Йоркской Академии наук.

Ю.А.Клейберг является действующим профессором Варшавского гуманитарного университета (Польша), Европейского университета психоанализа (Нидерланды).

За выдающиеся заслуги в науке и образовании Ю.А.Клейберг удостоен высшей награды Международного Межакадемического Союза при ЮНЕСКО ? Золотой Звезды Вернадского ?За заслуги в науке?, ордена В.Н.Татищева ?За пользу Отечеству?, Серебряного ордена ?За заслуги в психологии?, медали ?Человеческий фактор? за научные заслуги, медали РАЕН за выдающиеся научные достижения. Ему присвоено Почетное звание ?Заслуженный деятель науки и образования?.