Обучение



ПРАВИЛА
обучения и научной аттестации в Британской академии образования
(Лондон, Великобритания)


UK ACADEMY OF EDUCATION
17 St Martin's Road, Edmonton Green, London, N9 0SN, UK
tel.: +44 208-127-5398, fax: +44 208-372-8188

  Какие навыки и знания вам необходимы, чтобы вывести вашу карьеру или бизнес на новый уровень? При обучении по индивидуальной программе Вы можете составить свой учебный план из всего спектра наших курсов, исходя из Ваших потребностей в обучении. Вы также можете учиться в удобном для себя месте, времени и темпе.

  1. Общие сведения.
  В Великобритании первые докторские степени (DSc и DLitt) были введены в университетах Лондона, Эдинбурга и Кембриджа в 1870-х годах, а степень доктора философии (PhD) была впервые введена в 1917 г. в Оксфордском университете.
  В настоящее время в Великобритании существует более 5000 различных программ PhD.
  Виды степеней. Аспирантские программы в Великобритании отличаются широким разнообразием и могут быть получены через:
  - традиционные исследовательские программы (PhD, DPhil);
  - программы, сочетающие исследовательскую деятельность с обучением и практическими занятиями (New Route PhD);
  - профессионально-ориентированные программы (DBA, DEng, DEd);
  - присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice);
  - присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication).

  Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. Эта особенность позволяется российским студентам получить высокую исследовательскую научную степень, признаваемую во всем мире, проучившись на одной (а не на двух, как в России) послевузовских программах.
  В Великобритании встречаются и более значимые степени: DSc (доктор естественных наук), DLitt (доктор гуманитарных наук) и DSocsc (доктор обществоведения). Для получения этих степеней никаких сроков не назначается, и регулярной системы подготовки (докторантуры) тоже нет. Зато есть диссертация объемом в 200-300 страниц машинописи. DSc, DLitt и DSocsc аналогичны российскому понятию доктор наук.

  Звания преподавателей (сравнительная характеристика):
  профессор ? Professor;
  доцент и старший преподаватель ? Senior Lecturer, Associated Professor;
  ассистент и преподаватель ? Assistant Professor.
  Что дают слушателям докторские программы?
  Предлагаемые британскими вузами программы уровня PhD, в зависимости от своего типа, дают возможность:
  - расширить или углубить специализацию и знания, проводить междисциплинарные исследования, получить знания и навыки в новых предметных областях (программы Integrated PhDs, The New route PhD);
  - проводить научные исследования на самом высоком академическом уровне, стать одним из ведущих мировых экспертов в какой-либо узкоспециализированной области, подготовиться к академической карьере (традиционные PhD);
  - многократно усилить личностный потенциал и развить переносимые навыки (transferable skills).

  2. Исследовательские (Research) программы.
  Цель и организация. Цель данных программ ? проведение фундаментальных исследований в выбранной области, представление оригинальных и имеющих научную ценность выводов, написание и защита диссертации. В научных и технических предметах работа над диссертацией зачастую становится частью большого исследования, проводимого Академией. Это позволяет студенту стать частью действующей исследовательской группы и получить ценный для последующей карьеры и личного роста опыт и глубокое знание предмета. Исследовательские программы могут включать небольшие преподаваемые модули, посвященные статистике, специальным программам и оборудованию для ПК, отбору и использованию исследовательских методов, написанию научных работ и представлению данных.

  Методы обучения. В основном ? самостоятельная работа, демонстрирующая высокую степень интеллектуальной независимости слушателя, его навыки самоорганизации, ведения проектов, умение планировать свое время.
  Работа с научным руководителем (одним или двумя): встречи раз в несколько недель для обсуждения промежуточных результатов возникших трудностей. Формат кураторства зависит от предмета.
  Исследовательские программы также направлены на развитие необходимых для исследовательской работы навыков: ведение проектов, планирование, самоорганизации и других необходимых в выбранной предметной области навыков.
  Значительно внимание в процессе обучения уделяется интеграции слушателя в научное сообщество, усвоение способов его функционирования и обмена информацией ? т.е. ?профессиональная? подготовка ученого: участие в семинарах, конференциях, публикации.
  Система оценки. Успешное завершение учебных модулей PhD-программы может быть обязательным требованием для получения степени, однако учебные модули не имеют существенного веса в итоговой оценке работы. Все решает диссертация и ее успешная защита, а также сдача устного экзамена по специальности.
  Присуждаемые степени. Исследовательские программы ведут к получению степени доктора философии (Doctor of Philosophy ? PhD, DPhil).

  3. Учебно-исследовательские программы.
  Цель и организация. К учебно-исследовательским программам докторского уровня относятся в первую очередь New Route PhD ? интегрированные программы послевузовской подготовки, сочетающие исследовательскую деятельность с программой профессиональной подготовки.
  Успешные выпускники таких программ ? это независимые исследователи, оснащенные профессиональными, личными и переносимыми (transferable) навыками, способные внести значительный вклад в развитие выбранной области.
  Плюсами программ New Route PhD являются:
  - исследовательская программа, индивидуально подобранная для каждого слушателя;
  - целевая подготовка с целью эффективного развития исследовательских навыков;
  - развитие общих навыков, включая лидерство и предпринимательский дух;
  - высокие шансы завершения программы в установленные сроки;
  - выпускник способен выступать в качестве независимого исследователя.

  Реализация собственного исследовательского проекта проходит в тесном взаимодействии с научным руководителем. Учебный модуль включает курсы по специальности, курсы, направленные на выработку учебных и исследовательских компетенций, а также междисциплинарные курсы, направленные на развитие профессиональных навыков.
  The New Route PhD также позволяют слушателю:
  - проходить во время обучения необходимую для дальнейшей карьеры практику ? то есть, фактически, работать по специальности во время учебы (например, преподавать);
  - проводить часть исследований в своей стране, на базе оснащенного должным образом учебного места - опция называется ?joint supervision / registration?, ?split PhD? или ?part time PhD? и предлагается Академией. Этот вариант обучения согласовывается в индивидуальном порядке путем утверждения учебного заведения (научной организации) для исследований, кандидатуры ?местного? научного руководителя и учебного плана.
  New Route PhD относятся как так называемым интегрированным докторским программам (Integrated PhD). Идея заключается в том, что изначально слушатель поступает на магистерскую программу учебно-исследовательского типа (например, MRes или MPhil), и при условии успешного завершения первого года обучения (или двух лет) принимает решение о продолжении обучения и переводится на программу PhD. Такая форма позволяет сократить срок обучения на докторской программе.
  Методы обучения. The New Route PhD: примерно 30-40% учебного времени уделяется дисциплинам, непосредственно касающимся предмета исследования, предметам из смежных областей, навыкам преподавания, адаптации технологий из других областей деятельности, развитию переносимых навыков. Остальное время посвящено привитию исследовательских навыков, работе над поставленной конкретной исследовательской задачей и выработке профессиональных навыков.
  Система оценки. Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, по результатам практики и прохождение экзаменов. В итоговой оценке диссертация обычно имеет несколько больший вес, чем учебные модули.
  Присваиваемые степени. В настоящее время программы New Route PhD существуются по широкому спектру направлений, таких как лингвистика, биология, информатика, социальные навыки, экономика, политическая наука, образование, инженерные науки, гуманитарные науки, математика, физика, агрикультура, медицина, право и др.
  Типичными присваиваемыми степенями являются PhD (Integrated PhD) или NRPhD (New Route PhD).

  4. Профессионально-ориентированные программы (Professional Doctorates).
  Цель и организация. Профессионально-ориентированные докторские программы являются разновидностью учебно-исследовательских программ, однако они ориентированы не столько на развитие навыков исследовательской работы и проведения самостоятельного исследования, сколько на профессиональное обучение и развитие слушателя, связанное с конкретной профессией.
  Профессионально-ориентированные докторские программы также могут функционировать по типу интегрированных программ и позволять получать промежуточные магистерские степени в случае успешного окончания первого этапа обучения.
  Методы обучения. Учебные модули включают теоретические курсы, современные подходы к методологии исследований и профессиональную практику. Основной акцент в исследовательской работе делается на прикладные исследования, вносящие вклад в развитие выбранной слушателем профессиональной области.
  Система оценки. Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, прохождение экзаменов и по результатам практики.
  Присваиваемые степени. Профессионально-ориентированные докторские программы ведут к получению докторских степеней в определенных науках, например, DEd, DEng, DBA, DClinPsych и др.
  Основное отличие программы доктора образования (DEd) от доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.
  Степень доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA) также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.
  Степени PhD, присуждаемые по результатам профессиональной деятельности. Этот тип относится к чисто исследовательским программам.
  Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice) распространено в сфере изобразительного и художественного искусства. Диссертация может представлять собой анализ креативного процесса или творческий проект. В результате присуждаются такие степени как PhD, Doctor of Music (DMus), Doctor of Musical Arts (AMusD) и др.
  Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication) практикуется членами профессорско-преподавательского состава. Диссертация представляет собой опубликованную работу, а также критический отзыв о работе объемом 5000-10000 слов. Степень PhD по результатам диссертации, а также ее успешной устной защиты.
  5. Cрок обучения на докторских программах.

  Форма обучения в докторантуре устанавливается по результатам собеседования.
  6. Таблица наиболее популярных степеней.

  7. Подготовка и защита диссертации.
  Ключевым элементом успешного завершения докторской программы является подготовка и защита исследовательского проекта ? диссертации (Doctoral thesis). Диссертация представляет собой результаты самостоятельной исследовательского работы слушателя в тесном сотрудничестве с научным руководителем.
  Программы устанавливают свои требования по объему диссертационного проекта, который в области социальных и гуманитарных наук должен составлять 80 000 ? 100 000 слов, а в сфере точных наук ? 40 000 - 50 000 слов.
  Примерная структура диссертационной работы выглядит так: a) титульный лист; b) резюме; c) выражение благодарности; d) содержание; f) введение, формулировка проблемы исследования; g) цели, задачи и гипотезы исследования; 7) обзор литературы; 8) методология исследования; 9) основная аналитическая часть ? результаты исследования, структурированные по главам; 10) выводы, рекомендации, направления дальнейшей работы; 11) ссылки; 12) библиография; 13) приложения.
  Защита диссертации называется viva voce, т.е. устный экзамен (от латинского ?живым голосом?). На защите присутствуют не менее 10 экзаменаторов и кандидат. На защите могут присутствовать официальные оппоненты. Присутствие основного научного руководителя на защите не обязательно, и он не имеет права задавать вопросы во время экзамена (защиты). Защиты докторских диссертаций на соискание степени DPhil проходят открыто, разрешается присутствие заинтересованных лиц. По решению ученого совета защиты могут проводиться в закрытом режиме.
  8. Стоимость обучения на докторских программах.
  Стоимость обучения на докторских программах для двух типов студентов устанавливается самостоятельно: для слушателей из Великобритании и стран-членов Европейского союза ? ?home fee? и для зарубежных студентов (из всех остальных стран) ?overseas fee?:


  9. Порядок подачи заявлений.
  Запросы информации о порядке поступления на последний курс обучения направляются в Академию не позднее, чем за 6-12 месяцев до предполагаемого начала обучения.
  Большинство занятий на курсах обучения начинаются в октябре, однако слушатели, которые поступают на курс для повышения своей степени или защиты диссертации, могут начинать учебу в иные сроки, согласованные с департаментом докторантуры.
  Заявления подаются непосредственно в Академию.
  10. Требования к поступающим.
  Если вы желаете получить диплом магистра делового администрирования в области экономики, то вам необходимо иметь высшее образование в области экономики. Академия может принять абитуриентов, не имеющих базового образования, но имеющих большой опыт работы по выбранной специальности (от 3 лет). Соискатели PhD сначала регистрируются на курсы DPhil, и если их научная работа ведется успешно, эта регистрация может быть преобразована в регистрацию PhD.
  Для желающих учиться в Великобритании. Мы должны быть уверены в том, что ваше владение английским языком удовлетворяет требования для учебы в Великобритании. Вам, возможно, придется пройти проверку по одному из следующих тестов: Международный тест по английскому языку (IELTS); экзамен СРЕ (CambridgeProficiency in English); тест владения английским как иностранным языком (TOEFL) с количеством баллов 550 и выше.
  11. Апостиль документов.
  Апостиль документа ? это государственное заверение подлинности оригинала документа. Апостилирование в Великобритании производит специальный государственный комитет - Home Office .
  Часто возникает вопрос: в чем отличие нотариального заверения документа от проставления апостиля? Нотариальное заверение подтверждает подлинность копии документа. Апостиль же заверяет подлинность самого документа.
  Существует два основных вида легализации документов - проставление штампа ?Апостиль и консульская легализация. Выбор вида легализации в каждом конкретном случае зависит от страны назначения документа, т.е. страны, в официальные органы которой он будет впоследствии представлен.
  Проставление штампа ?Апостиль? (иногда данную процедуру также называют ?упрощенная легализация? или ?апостилирование?) применяется для отправки документа в страны, присоединившиеся к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование консульской легализации и вводящей процедуру упрощенной легализации - проставление штампа ?Апостиль?.

Дополнительная информация


  1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом (приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2006 г. ? 306, зарегистрирован Минюстом РФ 19.01.2007 г., рег.? 8817).
  2. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом (приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2006 г. ? 307, зарегистрирован Минюстом РФ 17.01.2007 г., рег.? 8787).
  3. Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14.04.2009 г. ? 128).
  4. Федеральный закон от 3 декабря 2011 года ? 385-ФЗ ?О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедуры признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях?.
Просмотров: 7720 | Вернуться